Научная статья по теме Понятие и правовая природа отношений, возникающих с заключением контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд Государство и право

научная статья по теме Понятие и правовая природа отношений, возникающих с заключением контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

НИКОЛЬСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Понятие и правовая природа отношений, возникающих с заключением контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд»

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ КОНТРАКТОВ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

в статье проанализированы основные понятия, связанные с контрактами на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. исследована правовая природа данных отношений и выявлены их сущностные признаки.

Ключевые слова: контракт, договор, поставка, государственные нужды, муниципальные нужды.

THE CONCEPT AND THE LEGAL NATURE OF THE RELATIONS ARISING FROM THE AWARD OF CONTRACTS FOR GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

In the article the basic concepts related to contracts for the supply of goods, works and services for state and municipal needs. Investigated the legal nature of this relationship and found their essential features.

Keywords: contract, contract delivery, the state needs, municipal needs.

Поставка товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд является относительно новым институтом отечественного гражданского права. Поэтому анализ правоотношений, возникающих с заключением контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, необходимо начать с анализа соответствующих терминов и их нормативного содержания.

Дефиниция понятия государственного контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд содержится в ст. 526 ГК РФ, в которой установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Общая дефиниция государственного и муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг содержится в Законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) — под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. На наш взгляд, данной дефиницией подчеркивается договорное существо контракта, также определяется и одна из сторон контракта — публичное образование и прямо предусматривается цель заключения подобных контрактов.

Термин «государственный» подчеркивает участие государства в договорных отношениях, «особую» значимость поставок продукции и оказания услуг для государственных нужд1. Очевидно, что законодатель не случайно употребляет термин «контракт» в вышеуказанной дефиниции, поскольку данный термин использовался в советский период контрактной системы закупок государством сельскохозяйственной продукции, следовательно, просматривается определенная историческая преемственность.

1 Клейн Н.И. Поставка продукции для государственных нужд // Закон. — 1995. — № 6. — С. 64.

Еще одно важное понятие — это понятие государственных и муниципальных нужд. Оно приведено в ст. 3 Закона о размещении заказов2. Анализ данных легальных понятий позволяет выделить существенные элементы государственных и муниципальных нужд. К ним относятся:

1) государственные и муниципальные нужды — это потребности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также самих государственных заказчиков;

2) данные потребности связаны с реализацией функций и полномочий названных субъектов, включая целевые программы и международные обязательства;

3) данные потребности состоят в необходимости поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг; на иные виды потребностей, например, связанные с арендой, данная процедура не распространяется;

4) удовлетворение указанных потребностей осуществляется за счет средств бюджетов (федерального, субъектов федерации, муниципального), а также внебюджетных источников финансирования3.

Наличие государственных или муниципальных нужд является обязательным для государственного или муниципального контракта. Отсутствие нужд на момент проведения торгов дает основания для признания их недействительными4.

Законодательство также устанавливает цели поставки продукции для государственных нужд:

1) создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации;

2) поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

3) обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валют-но-кредитных, обязательств Российской Федерации;

4) реализация федеральных целевых программ;

2 Собрание законодательства РФ. — 2005. — 25 июля — № 30 (ч. 1). -Ст. 3105.

3 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. — Т. 1 / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. — 6-е изд. — М., 2011. — С. 478.

4 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2004 № Ф04-5196/2004 (А45-3264-13) // СПС «Консультант Плюс».

5) обеспечение иных федеральных государственных нужд5.

Решая вопрос об определении отраслевой принадлежности государственного контракта, можно констатировать тот факт, что сложность и дискуссионность данного вопроса вызвана, прежде всего, рассредоточенностью норм правового регулирования государственных закупок в различных отраслях права.

Исследователи данной проблемы зачастую обращают внимание на отдельные признаки государственного контракта, которые, по их мнению, являются преобладающими и определяющими его правовую природу. Обычно исследование правовой природы государственного контракта проводится по нескольким направлениям.

Некоторые авторы причисляют государственный контракт к особому типу договора гражданского права, другие авторы считают его административным договором, хотя в литературе можно встретить соображения о невозможности существования административного договора, поскольку административные правоотношения несовместимы с принципом свободы договора. Например, В.И. Новоселов считает, что наряду со сферой оборота, основанной на гражданско-правовых отношениях, существует сфера оборота, базирующаяся на сочетании гражданско-правовых и административно-правовых начал, то есть юридического равенства и административного соподчинения сторон6. Но у этой точки зрения есть и противники. Например, В.Ф. Попондопуло справедливо замечает, что публично-правовое вмешательство в сферу частного права не требует для этого оформления специальной правовой отрасли, то есть хозяйственного права, поскольку такая деятельность носит разноотраслевой характер7.

Дискуссия о хозяйственном праве, которая в настоящее время ведется, главным образом, между представителями российской и украинской юридической науки, является частью более глобального вопроса: необходима ли самостоятельная комплексная отрасль права как связующее звено между правом частным и публичным8.

Исследуя правовую природу государственных контрактов с административно-правовой позиции, обычно выделяют публично-правовые признаки, превалирующие в государственных контрактах, что позволяет, по мнению исследователей, характеризовать государственный контракт как комплексный правовой акт9. А. Демин, отстаивая данную позицию, утверждает, что «государственный контракт представляет собой комплексный правовой акт, содержащий одновременно и гражданско-правовые, и административно-правовые элементы»10. Данная позиция комплексного характера правового регулирования государственных и муниципальных заказов представляется отчасти верной, поскольку смешанное правовое регулирование характерно для регулирования отношений в целом в данной области11.

5 Пункт 2 ст. 1 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. -1994. — 19 декабря. — № 34. — Ст. 3540.

6 Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Правоведение. — 1969. — №3. — С. 40-45.

7 Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. — 1994. — № 5. — С. 54.

8 Веленто И.И. О гармонизации законодательства, регулирующего отношения собственности (теоретический аспект) // Гражданское право. — 2012. — № 2. — С. 35.

9 Демин А. Государственные контракты (публично-правовой аспект) // Хозяйство и право. — 1997. — № 8. — С. 148.

10 См.: Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. — Красноярск, 1998.

11 Демин А. Государственные контракты (публично-правовой

аспект) // Хозяйство и право. — 1997. — № 8. — С. 148.

Другие авторы полагают, что государственным контрактам как легитимным правовым формам реализации государственных заказов присуща характерная особенность, проявляющаяся в сочетании одновременно элементов административно-правового и гражданско-правового договора12.

обращаясь к мировому опыту, можно констатировать тот факт, что и за рубежом договорам в сфере закупок товаров, услуг, продукции для государственных нужд присущ особый характер. Так, например, в США существует особая категория договоров — правительственные контракты, которые заключаются административными органами с частными юридическими лицами. Для правительственных контрактов устанавливается свой специфический правовой режим. В США государственные органы, которые участвуют в таких контрактах, вправе в одностороннем порядке их изменять и расторгать, только если данные действия соответствуют общему благу13. А во Франции договоры, возникающие в сфере государственных закупок, являются административными. Отличие от гражданского договора при этом проявляется в том, что стороны в административном договоре не равны как юридически, так и фактически. Государственный орган, являясь одной из сторон административного договора, вправе в одностороннем порядке изменить несущественные условия договора и даже расторгнуть заключенный договор14.

Необходимо отметить, что государственный и муниципальный контракт имеет целый ряд существенных особенностей

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *